Какая тонировка разрешена в Беларуси по закону

Какая тонировка разрешена в Беларуси по закону

Затемненные стекла создают приватность, защищают от солнца не только пассажиров, но и салон автомобиля. Однако не смотря на отсутствие прямых доказательств влияния интенсивности тонировки на безопасность движения, в Беларуси есть ограничения по коэффициенту светопропускания. В статье собраны выдержки из нормативных документов с пояснениями сотрудников ГАИ МВД какая тонировка стекол разрешена и за какую придется платить штраф.

Закон о допустимой норме тонировки автомобильных стекол в Беларуси

С 1 января 2015 году в Беларуси вступил в силу Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств», где регламентируются требования к тонировке стекол транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Соответствующие изменения, действующие с 16.01.2015 года, внесены в белорусское законодательство в Правилах дорожного движения.

Требования к тонировке передних стекол

В Техническом регламенте ТС детально прописаны требования к светопропусканию только передних автостекол, обеспечивающих обзорность для водителя. Светопропускание лобового и передних боковых стекол автомобиля должно составлять не менее 70%. Данное требование не применяется к задним стеклам легковых автомобилей (к стеклам, обеспечивающим обзор для водителя сзади) при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида.

Допустимая норма тонировки задних стекол автомобиля

Отсутствие в Техрегламенте ТС четко оговоренных норм по степени светопропускания задних стекол, породило среди белорусских автовладельцев массу домыслов, споров и слухов. Сотрудники Управления ГАИ МВД неоднократно выступали с разъяснением спорных вопросов, связанных с тонировкой автостекол. В статье собраны основные комментарии, касающиеся этой темы.

Требованиями ТР ТС 018/2011 установлено, что стекла транспортных средств, в том числе и задние, должны соответствовать нормам Правил Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций № 43 (далее – Правила ЕЭК ООН №43).

В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года № 551 (далее – ПДД) требования к коэффициенту светопропускания для стекол соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 и не противоречат требованиям ТР ТС 018/2011.

Правилами ЕЭК ООН № 43 установлен коэффициент светопропускания ветровых стекол и стекол, не являющихся ветровыми, через которые обеспечивается обзор для водителя спереди не менее 70%, для других стекол салона этот параметр может быть ниже 70% при условии, что на стекло нанесено дополнительное обозначение «V».

В соответствии с этими требованиями предприятиями-изготовителями транспортных средств стран Европы производятся и поставляются на рынок транспортные средства, стекла которых за исключением ветровых (стекол, применяемых для остекления переднего проема транспортного средства), передних боковых стекол имеют коэффициент светопропускания ниже 70 процентов, соответствуя требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 (стекла, затемненные в массе). К таким транспортным средствам также относятся автомобили «американского» производства.

Обозначение разрешенной тонировки в маркировке стекол автомобиля

Для удовлетворения потребностей граждан, имеющих в собственности автомобили американского производства, в ПДД дополнительно внесено обозначение согласно Федеральному стандарту по безопасности механических транспортных средств MVSS 205 для других стекол, коэффициент светопропускания которых ниже 70% «AS3».

Таким образом, принятые в ПДД нормы о коэффициенте светопропускания стекол ниже 70% при условии, что на стекло нанесены дополнительные обозначения «43RV»; «43RV-VI»; «AS3»; «43RV, AS3» полностью соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 и Федеральному стандарту (США) по безопасности механических транспортных средств MVSS 205. Нормы ПДД разрешают установку стекол, соответствующих требованиям вышеупомянутых технических нормативных правовых актов и имеющих соответствующую маркировку, на автомобили взамен «прозрачных стекол».

Требования Правил ЕЭК ООН № 43 распространяются на различные стекловые материалы, предназначенные для установки на транспортные средства, т.е. упрочненное стекло, многослойное стекло, безопасное стекло с пластмассовым покрытием, безопасное стекло из стеклопластика, пластиковое стекло, двойное стекло и т.д., за исключением стекловых материалов для устройств освещения. В зависимости от типа стеклового материала в приложениях к Правилам ЕЭК ООН № 43 установлены требования к дроблению, механической прочности (при ударе шаром и моделью головы), сопротивлению воздействию окружающей среды, оптическим свойствам, огнестойкости, стойкости к химическим веществам. Таким образом, при проведении процедуры официального утверждения типа стеклового материала на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 (сертификация) изготовителем должны быть проведены соответствующие испытания, подтверждающие его безопасность. После получения официального утверждения типа на стекловой материал наносится соответствующая маркировка.

Можно ли в Беларуси тонировать стекла пленкой

При дальнейшей доработке стекла транспортного средства путем нанесения на него пленочного покрытия без проведения соответствующих испытаний нельзя гарантировать соответствие стекла требуемым оптическим свойства и свойствам, влияющим на безопасность стекла в аварийной ситуации, которые гарантирует производитель стеклового материала и завод-изготовитель транспортного средства.

Тонировка автомобильных стекол пленкой не допускается, поскольку только заводская тонировка может гарантировать необходимый уровень обзорности и безопасности для водителя и пассажиров в аварийной ситуации. А так как никто из заводов-изготовителей для затемнения стекол не применяет пленочное покрытие, его самостоятельное нанесение также запрещено.

Солнцезащитные автошторки и сетки-ролеты вместо тонировки

В качестве альтернативы в легковых автомобилях, имеющих зеркала заднего вида, можно установить каркасные либо бескаркасные быстросъемные автомобильные шторки на присосках или магнитах и выдвижные сеточные ролеты.

Также шторками и ролетами допускается оборудовать боковые стекла транспортных средств, в которых расположено более восьми пассажирских мест.

Быстросъемная тонировка- автошторки из сетки в виде ролет
Быстросъемная тонировка - каркасные автомобильные шторки на магнитах

Кто и когда проверяет тонировку

Владельцам транспортных средств с пленочной тонировкой будет отказано в постановке авто на учет, а если подобные изменения произведены после госрегистрации в ГАИ – в прохождении государственного техосмотра на диагностических станциях ГТО Беларуси. Чтобы пройти техосмотр или поставить машину на учет в ГАИ обязательно потребуется снятие пленочной тонировки.

Что говорит ПДД РБ про тонировку стекол

Пункт 37 главы 7 приложения 4 к ПДД гласит, что транспортным средствам на стеклах и (или) в оконных проемах, которых установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные запрещается участие в дорожном движении. Соответственно если вас остановят на дороге, сделают замер светопрозрачности стекол, и она будет ниже допустимых норм или стекла будут оклеены пленкой, а именно нанесением пленочного покрытия можно увеличить степень затенения автостекол – вам придется заплатить штраф.

Можно ли ездить на затонированных машинах с российской регистрацией

Согласно статье 1.4 КоАП находящиеся на территории РБ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами РБ.

Нормы законодательства Республики Беларусь распространяются на все автомобили участвующие в дорожном движении на территории страны. В случае выявления сотрудниками ГАИ участия в дорожном движении автомобилей с тонировкой, не отвечающей требованиям законодательства РБ, управляемых иностранными гражданами, на них также будет возложена административная ответственность.

Штраф за тонировку в Беларуси

Часть 3 статьи 18.12 КоАП РБ за управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, – предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины (до 29 белорусских рублей).

За повторное нарушение согласно части 9 статьи 18.12 КоАП РБ предусматривается административная ответственность в виде штрафа размером от 2 до 5 базовых величин (58 -145 белорусских рублей).