Система зажигания — одна из самых ответственных в любом автомобиле. И если про то, как важно вовремя проверять и менять свечи и высоковольтные провода, автолюбители обычно не забывают, то о катушке зажигания вспоминают лишь тогда, когда сталкиваются с серьезными проблемами. Рассказываем, как их избежать и вовремя распознать поломку.
Даешь разряд! В чем функция катушки зажигания?
Катушка зажигания преобразовывает ток низкого напряжения аккумулятора в ток высокого напряжения, достаточный для создания искры в свече зажигания. Топливо воспламеняется, двигатель запускается — и автомобиль готов трогаться.
Работа катушки зажигания основана на принципе электромагнитной индукции. Конструктивно она состоит из корпуса-изолятора, в котором заключены металлический сердечник и две изолированные обмотки вокруг него: первичная – с несколькими сотнями витков и вторичная — с несколькими тысячами.
При включении зажигания электрическая энергия сначала проходит по первичной обмотке и образуя вокруг нее магнитное поле. В нужный момент времени цепь размыкается, и накопленный электромагнитный импульс передается на вторую катушку. А чем больше количество витков, тем более высокое напряжение создается в обмотке. Это и позволяет довести первоначальные 12 вольт от аккумулятора до 35-45 тысяч вольт, которые передаются на свечи зажигания и помогают воспламенить топливо-воздушную смесь в цилиндрах двигателя.
Коротко о видах
Во многих старых двигателях применяется общая катушка зажигания, которая передает электрический импульс на свечи через специальное устройство — распределитель. Он отвечает за то, на какую свечу и в какой момент времени подать энергию для зажигания.
Однако на современных моделях автомобилей используется другая схема: каждый цилиндр (и, соответственно, каждая свеча) или группа цилиндров имеют индивидуальную катушку зажигания, поэтому необходимость в распределителе отпадает. Конструктивно такие катушки несколько отличаются от традиционных:
Кроме того, существует и третий вид катушек зажигания — двухискровые. Они применяются на двигателях с четным количеством цилиндров и позволяют передавать высокое напряжение сразу на две свечи.
Не искрит? ищем причину…
Нормальный срок катушек зажигания достаточно долгий. Но за счет того, что устройство постоянно подвергается различным нагрузкам (напряжение, температура, вибрации и т. д.), испытывает воздействие влаги, а зимой — еще и дорожной химии, выйти из строя оно может и намного раньше.
Причиной преждевременного отказа катушки зажигания чаще всего становятся:
— неисправные свечи зажигания и их износ. Главная проблема, с которой можно столкнуться, — повышенное сопротивление свечей или высоковольтных проводов, из-за чего возникает риск короткого замыкания.
— повышенная вибрационная нагрузка. Со временем она может привести к механическим повреждениям самой катушки и ее изоляции со всеми вытекающими в виде короткого замыкания. Особенно проблема актуальна для не самых качественных катушек с различными конструктивными дефектами. Поэтому, выбирая новую катушку зажигания, отдавать предпочтение лучше продукции проверенных производителей — таких как Bosch.
Этой проблеме подвержены и индивидуальные катушки зажигания: они устанавливаются непосредственно на двигатель, а значит, любые негативные воздействия с его стороны воспринимают достаточно остро.
Еше одно возможное следствие вибрации — ослабление надежности крепления свечи зажигания. Это означает плохой электрический контакт и все сопутствующие данному явлению последствия, выражающиеся в снижении ресурса катушки зажигания.
— перегрев. Хотя катушки зажигания и рассчитаны на эксплуатацию в условиях высоких температур, такое воздействие со временем снижает их ресурс и негативно влияет на эффективность работы: ведь при повышении температуры растет и сопротивление, а значит, и нагрузка на катушку.
— воздействие влаги и различных загрязнений вызывает коррозию контактов, разрушение герметизирующих элементов, из-за чего катушка также может работать с перебоями или даже выйти из строя.
…и разбираемся с последствиями
Неисправная катушка зажигания со временем неизбежно приведет к неполадкам в работе мотора и даже в принципе не позволит его завести. О том, что катушку пора менять, расскажут такие негативные явления как повышенный расход топлива, прострелы в выхлопной системе автомобиля из-за недостаточно эффективного сгорания, пропуски зажигания, а в самых критических случаях — полная остановка двигателя.
Единственный способ устранить эти последствия — замена катушки зажигания на новую. Причем пытаться сделать это самостоятельно крайне не рекомендуется: во-первых, диагностика и ремонт элементов системы зажигания требуют использования специальных инструментов, а во-вторых, соответствующих навыков и строгого соблюдения техники безопасности — как при работе с любым высоковольтным оборудованием.
И помните — вместе с заменой самой катушки важно устранить и причины, которые привели к ее повреждению, иначе рано или поздно проблема повторится снова.