За последние несколько лет наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием водителей велосипедов и средств индивидуальной мобильности, в том числе электросамокатов. Согласно статистическим данным, за два года на территории Республики Беларусь зарегистрировано около 900 ДТП с участием данной категории участников дорожного движения.
Должны ли спешиваться велосипедисты и самокатчики на пешеходном переходе
С целью снижения аварийности на дорогах Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 295, которым корректируются правила дорожного движения. Существенная часть изменений касается велосипедистов, владельцев электросамокатов, гироскутеров, сегвеев и других средств персональной мобильности (далее — СПМ). Помимо прочего, есть и резонансное решение: велосипедистам и «самокатчикам» снова нужно спешиваться при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.
Что об этом говорят новые правила дорожного движения
Данное требование обусловлено изменениями в ПДД, которые изложены в следующей редакции:
- Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных ПДД для движения пешеходов, за исключением случаев движения: по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов; на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 148.1 ПДД. (требования пункта 148 и 148.1 смотрите ниже)
- При этом велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета; по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам
- При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги в случае ее пересечения по велосипедному переезду, линии тротуаров или обочин велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
Пункт 148. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
При этом, согласно пункту 148.1: выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Какие устройства по новым правилам относятся к СПМ
Комплексно пересмотрено нормативно-правовое регулирование при использовании средств персональной мобильности, внесены изменения, обусловленные появлением новых типов устройств, которые не соответствуют классическому определению электросамокатов. Некоторые из них способны развивать скорость до 80 км/ч и по своим техническим характеристикам ближе к электроскутерам и мопедам, чем к СПМ. Такие устройства фактически представляют собой полноценные транспортные средства, передвижение которых по тротуарам создаёт угрозу безопасности пешеходов.
В этой связи уточнено определение «средство персональной мобильности». Под данным термином понимается, транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных ПДД Беларуси.
Также введены скоростные ограничения: движение на электросамокатах, сегвеях и моноколёсах разрешено по велодорожкам со скоростью не более 25 км/ч, а по тротуарам — не более 10 км/ч. Кроме того, установлен запрет на передвижение по тротуарам устройств, масса которых превышает 35 кг, что направлено на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
Штраф за проезд на велосипеде и самокате по пешеходному переходу
За нарушение велосипедистами, самокатчиками и владельцами других СПМ Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность в соответствии со статьей 18.20 КоАП РБ. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), состоящая из четырёх частей:
Часть 1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечёт наложение штрафа в размере от 1–й до 3-х базовых величин.
Часть 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от 3-х до 5-ти базовых величин.
Часть 3. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечёт наложение штрафа в размере от 3-х до 8-ми базовых величин.
Часть 4. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а равно оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются – влекут наложение штрафа в размере от 5-ти до 20-ти базовых величин.
Актуальный на сегодня размер одной базовой величины, смотрите по ссылке.
Штрафы по линии ГАИ РБ за другие нарушения ПДД.