Редакция «Автопортала» старается следить за тем, какие изменения произошли в процедуре прохождения гостехосмотра за последнее время. Оперативно публикуем свежую информацию, актуальную на сегодняшний день об изменениях в законодательстве РБ о правилах прохождения техосмотра ТС различных видов на диагностических станциях Беларуси, требованиях к техническому состоянию транспортных средств, перечню необходимых документов. Информация предоставлена из открытых источников в размещенных сети интернет и на официальных сайтах соответствующих структур.
Изменения, вступившие в силу в 2024 г
С 23 марта 2024 года внесены изменения в периодичность прохождения техосмотра для физических лиц. Увеличен срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении для автомобилей до 3 лет с момента выпуска. Подробнее читайте в статье — сроки действия техосмотра.
С 23 марта 2024 года из перечня документов, необходимых для прохождения гостехосмотра исключен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств («автогражданка»).
Изменения, вступившие в силу в 2023 г
С 6 января 2023 года изменились правила переноса отметки о прохождении техосмотра, подробнее читайте по ссылке.
Требования к прохождению техосмотра изменились 22 сентября 2022 года
УП «Белтехосмотр» на страницах своего официального сайта сообщает о вступлении в силу изменений в Законе Республики Беларусь «О дорожном движении», которые коснулись, в том числе, правил прохождения техосмотра.
В соответствии со статьей 33 Закона государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится на основании договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра. Типовая форма договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Учет сведений о прохождении транспортными средствами (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) государственного технического осмотра проводится государственной организацией, осуществляющей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, посредством ведения единой автоматизированной информационной системы с предоставлением на безвозмездной основе доступа к ней государственным органам на основании совместных соглашений.
Кроме того, начиная с сегодняшнего дня требования к транспортным средствам при прохождении ими государственного технического осмотра диктуются не техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза. Таким образом, вместо используемого диагностическими станциями ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» система государственного технического осмотра транспортных средств осуществила переход на выполнение положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.
Несмотря на это, номенклатура проверяемых систем, механизмов и узлов транспортных средств, состояние которых оценивается путем проведения контрольно-диагностических работ кардинально не изменилась. Как и ранее, оценку соответствия установленным требованиям проходят тормозные системы, рулевое управление, внешние световые приборы, элементы транспортного средства, обеспечивающие обзорность, колеса и шины, элементы комплектации, двигатель и его системы, кузов (кабина), электрооборудование, ходовая часть, а также наличие изменений в конструкцию транспортных средств.
Вместе с тем, если рассматривать транспортное средство с позиции подвергаемых контролю систем безопасности, то прослеживается очевидное ужесточение требований, предъявляемых в отношении тормозных систем и внешних световых приборов.
По новым требованиям относительная разность тормозных сил колес оси не должна превышать 25% для осей транспортного средства с барабанными колесными тормозными механизмами и 20 % для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами. Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы будет формироваться как расчетная величина, а не фиксированная, применяемая диагностическими станциями.
В отношении внешних световых приборов (фар ближнего света) осуществляется контроль силы света и в световой части светового пучка, а в отношении фар дальнего света – их максимальная сила света. С другой стороны, к регулировке фар ближнего света и противотуманных фар применяется более лояльные требования по снижению светотеневой границы светового пучка.
Что касается пленочных покрытий, наносимых на поверхность стеклового материала – все остается так, как и было ранее. Наличие на стеклах транспортного средства пленки или иных покрытий запрещается.
Требования к экологической безопасности транспортного средства стали более лояльными по сравнению к существующими. Проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях. Нормируемые показатели дымности также разительно отличаются от установленных в настоящее время. Так, например, для автомобиля экологического класса 4 дымность не должна была превышать 1,5 м-1, а в настоящее время не более 0,5 м-1.
Осталась в прошлом проверка диагностическими станциями наличия на транспортном средстве внешне видимых наклеек (изображений), кроме находящихся на стекле, рекламы, кроме транспортных средств специальных служб оперативного назначения.
В целом применение новых требований в области проведения государственного технического осмотра необходимо рассматривать как определенную сбалансированную структуру между ужесточением показателей влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и исключением контрольных признаков, не оказывающих на рассматриваемый процесс никакого влияния.
Изменения 2021 года — техосмотр отвязали от уплаты дорожного сбора
Самое важное изменение, которое обсуждалось на разных уровнях несколько лет, вступило в законную силу с 1 января 2021 года. В Беларуси техосмотр отвязали от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Дорожный сбор, заменит новый транспортный налог. Налоговый платеж за автомобили, мотоциклы, автобусы и прицепы будет взиматься раз в год за фактическое время владения транспортным средством в течении налогового периода. Размер ставок для юридических и физических лиц отличается и установлен, исходя из физических параметров ТС. Уплату имущественного налога на транспорт будет контролировать Налоговая инспекция. Платить обяжут всех собственников, за кем зарегистрировано транспортное средство не старше 1991 года, независимо от того, пользуется владелец им или нет. Кто освобождается от уплаты налога на транспорт смотрите тут.
Изменения, вступившие в силу в 2020 году
Медицинская справка для прохождения техосмотра не нужна
С пояснениями по поводу изменений, вступивших в силу со 2 января 2020 года, выступил Юрий Ленчевский, директор УП «Белтехосмотр» на телеканале «Беларусь 1». Что ответил руководитель «Белтехосмотра» на вопрос нужна ли медсправка при прохождении техосмотра, смотрите в видео.
При прохождении техосмотра в настоящее время не нужна медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья водителя для допуска к управлению механическими транспортными средствами соответствующих категорий.
Однако, для некоторых категорий водителей справку необходимо иметь.
На официальном сайте УП «Белтехосмотр» специалисты предприятия ответили на вопрос автовладельца, когда при прохождении техосмотра автомобиля необходимо предоставлять медицинскую справку.
Вопрос: Обязан ли я предъявлять медицинскую справку при оформлении для проведения контрольно-диагностических работ, а также для получения допуска к участию в дорожном движении при наличии в водительском удостоверении отметки о том, что данное водительское удостоверение без действующей медицинской справки недействительно?
Ответ: Да, обязаны.
До отмены с 1 января 2021 года госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (дорожного сбора), уплата которой проверялась при прохождении техосмотра, медицинскую справку нужно было предъявлять гражданам, имеющих льготы при уплате пошлины. В настоящее время автовладельцев обязали платить налог на транспорт, который не связан с процедурой прохождения техосмотра автомобиля.
Какие документы не нужно предоставлять при прохождении гостехосмотра в РБ
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 492 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 492) с 02.01.2020 внесены изменения в порядке получения допуска транспортного средства к участию в дорожном движении и Правилах дорожного движения. Информация опубликована на официальном сайте Белтехосмотр.
Из перечня документов, которые ранее требовались для получения допуска к участию транспортного средства в дорожном движении также исключили:
- разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств – при их наличии на транспортном средстве;
- сертификат о прохождении государственного технического осмотра, выдавался с техническим паспортом на транспортное средство;
- для транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, упразднен специальный сокращенный срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в 6 месяцев. Срок действия разрешения определяется в общем порядке (1 или 2 года).
Отмена талона к водительскому удостоверению
Наряду с упразднением вышеперечисленных документов Указом № 492 отменяется необходимость оформления талона к водительскому удостоверению, в котором регистрировались нарушения правил дорожного движения.
Как сотрудники ГАИ будут проверять наличие прохождения техосмотра
Еще одно нововведение — вместо отмененного сертификата к техпаспорту, в котором ставилась отметка о прохождении техосмотра и допуска ТС к дорожному движению в соответствии с подпунктом 12.1.3 пункта 12 ПДД в редакции Указа № 492 в перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ внесено разрешение на допуск транспортного средства к дорожному движению.
Транспортные средства, которые прошли техосмотр на диагностических станциях Беларуси заносятся в единую электронную базу. На официальном сайте РУСП «Белтехосмотр» открыт доступ к электронной базе данных, где можно проверить информацию о прохождении гостехосмотра транспортным средством. Так что, если инспектор ГАИ остановит на дороге, а отметки о прохождении гостехосмотра нет, схитрить не получится — придется платить штраф за езду без техосмотра.